Точка зрения (belkino) wrote,
Точка зрения
belkino

Categories:

Боровск. Часть вторая

Постепенно набираю текст с диктофонной записи после поездки в краеведческий музей Боровска.
Не буду томить читателей ожиданиями завершения всей работы, буду по частям выкладывать.



Утро встречаемся с Олегом на Нахимовском. Ехать нам около 100 км.
Встреча назначена в 11.
В центре Боровска на площади возле памятника павшим нас встречает Денис, который принимает активное участие в сохранении исторических памятников.
На крыльце краеведческого музея нас приветствует Морозов Александр Михайлович - директор Боровского филиала Калужского областного краеведческого музея, проходим внутрь, знакомимся с научным сотрудником Лошкаревой Нелли Петровной, именно их стараниями держится музей.

– Работает Нелли Петровна за нищенскую зарплату, а пашет так, что мало не кажется, - начитает свое повествование Александр Михайлович.
– Ну не надо… - отмахивается Нелли петровна.
– Сколько у нее статей, сколько конференций, сколько докладов. Не надо скромничать. Другие деньги за это берут, вы все это делает бесплатно.
– Александ Михайлович, вы про себя тоже не забывайте! – вставляет Денис.
– Мы не про себя должны рассказывать, а про музей. – переводил разговор в другое русло Нелли Петровна.

Вот они люди, которые создают, которые делают что-то по велению совести, по зову души фактически на своем энтузиазме.



В этом небольшом городишке есть своя газета.


У города, основанного в 1378 году есть свой герб


Н.П.: Музеи в России существуют России скорее не благодаря, а вопреки, у крупных музеев тоже проблем куча, но они все-таки не в таком положении как музеи уровня Боровского.
У нас, в Боровском уезде, можно заметить, что энтузиасты были всегда, в частности один из таких крупных энтузиастов – Николай Поликарпыч Глухарев, сын купца, сам успел побыть купцом и он к 1912 году создал частный музей в Боровске, но случилась революция и он в 1922 году скончался, а музей оказался сваленным в кучу.
Вот такое отношение к музею в Боровском районе прослеживается на протяжении десятилетий. Закрывали монастыри, везде была одинаковая ситуация, нащ Пафнутьев монастырь тоже национализировали, прикрыли и на базе его создали музей – филиал государственно-исторического музей и какое-то время это было весомо и значимо, а потом потихонечку оттуда стали ГИМ вывозить, а как только музей перестал быть филиалом ГИМа, стал филиалом Калужского краеведческого музея, что-то туда стали вывозить, что-то в архивы, в результате все это рассредоточилось. В какой-то мере это и хорошо, потому что при том отношении, что было на тот момент, все бы это ушло неизвестно куда и сохранилось ли. В 54-году, когда по всей стране местные власти подавали петиции о том, что содержать мы не можем и вообще «зачем?», в результате в 54-ом году много краеведческих музеев по РСФСР были закрыты, в том числе Боровской краеведческий музей.
Человек без истории своего отечества не может. Как так? Живешь, ходишь, смотришь – там храм, там что-то интересное под ногами нашлось и так или иначе мыслящий человек задумывается. Серьезное краеведческое общество существовало в Ермолино, созданное силами ветеранов и участников ВОВ, но сейчас его практически нет.
Потом был создан музей боевой славы на общественных началах на территории монастыря, каждый приносил что-то от себя. В 80-ых года был создан на общественных начала музей декоративно-прикладного творчества, на базе этих музеев в 87-ом году был создан наш музей. Он изначально назывался историко-архитектурный, потому что создавался на территории монастыря, тогда не еще не действующего, а когда стали возвращать храмы православной церкви, попросили переехать, переехали в это здание, которое совершенно для музея не приспособлено. Старая часть заведения прошлого века еще под питейное заведение строилась, а вот эту часть строили уже перед самой войной, она долгое время вообще не отапливалась. Помню, когда мы школьниками пришли сюда в поход, в старой части было тепло, а здесь, конечно, было нечто в холодное время года.

Большая часто того, что в музее сейчас имеется – это все из музеев на общественных началах. В последнее время, как ни странно, появляются люди, которые не в антикварную лавку несут вещи, а в музей. Недавно нам пришло разрешение из Комитета по наградам, мы может выставлять в музее награды героев, которые нам приносят их родственники.

Про себя? Да что мне про себя рассказывать. Я закончила Историко-архивный институт, музейное отделение. В музее я уже работала, я после школы сюда пришла, поступала заочно. В музее еще больше 20 лет. Никогда не возникало желание поменять работу на что-то другое, интересно, действительно интересно.

Все понимают, что такое Сбербанк России, что такое Золотой запас России и что такое Алмазный фонд России, а любой музей, какой бы он ни был, маленький или большой, он по сути своей – алмазный фонд страны, сокровищница России, только отношение на протяжении десятилетий отличается. «Ну работают же они как-то там, какие-то деньги им выделяем.» И смысл даже не в том, что сотрудникам музея выделяют деньги, государство обязано содержать это, как свою сокровищницу. А музейные работники – это представители государства, на которых возлагается функция должным образом хранить это достояние.



Зал первый. Зал боевой славы.
































А.М.: У меня такое ощущение было, когда я сюда пришел, что музей не закрыли только из-за того, что Н.П. тут осталась. Три года назад, когда я сюда пришел, почти все убежали из музея. Потихоньку начали ремонтировать, что-то через Калугу выбили, что-то сами сделали, крышу заменили, заменили проводку, старые, 50-х годов котлы.

Н.П.: Здание строилось как времянка, у него нет фундамента. Одно время тут был Дом Пионеров, когда тут кино крутили.

Денис: Из моих одноклассников, из моих друзей здесь не осталось ни одного мужика.

А.М.: Все уехали. Потому что работы нет, градообразующих предприятий нет. Жить в этих трущобах практически невозможно.

А.М.: Во втором зале экспонаты из ризницы Благовещенского собора города Боровска, собора, который никогда не закрывался, поэтому там сохранились интересные предметы, старинный иконостас, иконы. Когда остальные церкви по Боровску закрывались, кое-что интересно попадало именно в этот храм. Все остальное было просто убито, иконы уничтожались, сжигались, из каких-то делались клетки для кроликов.



Н.П.: При соборе существует золотошвейная мастерская, вот их работы по традициям княжеских и царских мастерских.

А.М.: Чем интересна эта экспозиция. Вот в храме к батюшке вы не подойдете рассматривать, что тут за вышивка, что тут за пуговички. Некоторые из этих вещей выставляются только на праздники: голубые цвета – богородичные, белые – это Рождество, зеленый – Троица. Всем этим пользуются, все это в ходу.





















Вот это св-во того, что Наполеон останавливался в Боровске.
Помимо него в том доме останавливались Александр I, Александр II, этот дома сейчас на 400-летие дома Романовых стоит в ужасном состоянии, его добивают, чтобы разрушить и освободить землю.



продолжение следует...

Боровск. Часть первая >>>
Tags: Боровск, история, наследие, память
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments