Точка зрения (belkino) wrote,
Точка зрения
belkino

Categories:

Томинский ГОК

Ответ на обращения граждан по вопросу планируемого строительства Томинского горно-обогатительного комбината в Челябинской области

В районе поселка Томино Сосновского района Челябинской области расположено одно из крупнейших месторождений медно-порфировых руд в России, которое является участком недр федерального значения. Медно-порфировые руды Томинского месторождения содержат медь, золото, серебро и другие компоненты.

В соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» обеспечение социальных, экономических, экологических и других интересов населения, проживающего на данной территории, при предоставлении лицензий на право пользования недрами, является одной из задач государственной системы лицензирования, организация которой возлагается на федеральный орган управления государственным фондом недр и его территориальные органы. Федеральным агентством по недропользованию была выдана следующая лицензии на право пользования недрами в отношении недропользователя АО «Томинский горно-обогатительный комбинат»:

Лицензия ЧЕЛ 15898 ТР предоставлена АО «Томинский горно-обогатительный комбинат» на право пользования недрами с целью геологического изучения, включающего поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, разведку и добычу полезных ископаемых, в том числе использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств (дата государственной регистрации 31.07.2010). Срок окончания действия лицензии - 30.04.2024.



В соответствии с техническим проектом освоения Томинского месторождения производительность горно-обогатительного комбината с уровнем добычи руды 14 млн. тонн руды в год будет обеспечена одновременной отработкой залежей руд отдельными карьерами.

Для рационального освоения и повышения полноты выемки запасов в проектной документации предусматривается разработка Томинского месторождения двумя этапами.

Первый этап (с 2014 по 2027 гг.) предусматривает отработку балансовых запасов медно-порфировых руд в количестве 170310 тыс. тонн.

Второй этап (с 2028 по 2040 гг.) предусматривает отработку балансовых запасов руд в количестве 160804 тыс. тонн.

Условия разработки месторождения – простые, благоприятные для разработки открытым способом.

В соответствии с условиями пользования недрами пользователь недр обязан выполнять установленные законодательством требования по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.

Сведений о нарушениях недропользователем условий, пользования недрами вышеназванной лицензии в части соблюдения установленных требований по охране окружающей среды в Роснедра не поступало.

При поступлении документов, являющихся основанием для начала осуществления административных процедур в части досрочного прекращения прав пользования недрами, Роснедра рассмотрит их в установленном порядке в соответствии с Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденным приказом Минприроды России от 29.09.2009 № 315.

В целях принятия решения о возможности или невозможности осуществления планируемой хозяйственной и иной деятельности, а также разработки мероприятий по минимизации воздействия такой деятельности на окружающую среду Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) в отношении указанной деятельности предусмотрено обязательное проведение оценки воздействия на окружающую среду (далее – ОВОС).

Проведение ОВОС регламентировано Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утверждённым приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372.

В соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, результаты ОВОС должны быть представлены в разделе проектной документации «Перечень мероприятий по охране окружающей среды».

Оценка соответствия проектной документации экологическим требованиям осуществляется в рамках предусмотренных законодательством экспертиз.

Перечень объектов государственной экологической экспертизы (далее – ГЭЭ) определен статьями 11 и 12 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее – Закон № 174-ФЗ), в соответствии с которым проектная документация на строительство Томинского горно-обогатительного комбината (далее – Томинский ГОК) не является объектом ГЭЭ и подлежит указанной экспертизе только в части проектных решений, в отношении которых предусмотрено проведение ГЭЭ в соответствии с указанным федеральным законом.

Так, согласно пункту 7.2 статьи 11 Закона № 174-ФЗ проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I-V классов опасности, подлежит ГЭЭ федерального уровня.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия по организации и проведению ГЭЭ федерального уровня, является Росприроднадзор, по информации которого по проектной документации «Горно-обогатительный комбинат «Томинский». Горно-транспортная часть производительностью 28 млн. тонн руды» и проектной документации «Горно-обогатительный комбинат «Томинский». Хвостовое хозяйство и оборотное водоснабжение» приказами Росприроднадзора от 03.11.2015 № 875 и от 03.11.2015 № 876 утверждены положительные заключения ГЭЭ.

При этом обращаем внимание, что ГЭЭ проводится экспертной комиссией, образованной для проведения экологической экспертизы конкретного объекта. Экспертом ГЭЭ является специалист, обладающий научными и (или) практическими познаниями по рассматриваемому вопросу и привлеченный в соответствии со статьей 15 Закона № 174-ФЗ к проведению ГЭЭ по соответствующим направлениям науки, техники, технологии.

Эксперт ГЭЭ обязан осуществлять всесторонний, полный, объективный и комплексный анализ представляемых на ГЭЭ материалов с учетом передовых достижений отечественной и зарубежной науки и техники, определять их соответствие законодательству в области охраны окружающей среды, нормативно-техническим документам и предоставлять заключения по таким материалам, обеспечивать объективность и обоснованность выводов своего заключения по объекту экологической экспертизы, участвовать в подготовке материалов, обосновывающих учет при проведении ГЭЭ заключения общественной экологической экспертизы, а также поступившие от органов местного самоуправления, общественных организаций (объединений) и граждан аргументированные предложения по экологическим аспектам хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит ГЭЭ.

Информация, содержащаяся в поступивших в Росприроднадзор и Минприроды России обращениях относительно строительства Томинского ГОК, была доведена до сведения членов экспертной комиссии.

Заключением ГЭЭ является документ, подготовленный экспертной комиссией ГЭЭ, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, и одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии.

Заключение, подготовленное экспертной комиссией ГЭЭ, приобретает статус заключения ГЭЭ после его утверждения уполномоченным органом. Утверждение заключения, подготовленного экспертной комиссией ГЭЭ, является актом, подтверждающим соответствие порядка проведения ГЭЭ требованиям Закона № 174-ФЗ и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Согласно статье 18 Закона № 174-ФЗ заключения ГЭЭ могут быть оспорены в судебном порядке.

Оценка соответствия проектной документации, не являющейся объектом ГЭЭ, экологическим, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям радиационной и иной безопасности, проводится в рамках экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Дополнительно информируем, что согласно Закону № 7-ФЗ при размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимается с учетом мнения населения или результатов референдума, который проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о референдумах, в том числе, Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Одновременно сообщаем, что Росприроднадзором уделяется повышенное внимание сложившейся в Челябинске и области ситуации, связанной с загрязнением атмосферного воздуха.

В ходе проверок, проведенных специалистами Управления Росприроднадзора по Челябинской области, были выявлены нарушения требований природоохранного законодательства различного характера – от нарушений правил эксплуатации газоочистного оборудования до серьезных нарушений, повлекших принятие кардинальных мер.

Также в связи с многочисленными обращениями граждан Росприроднадзором было проведено межведомственное совещание с участием представителей органов исполнительной власти Челябинской области, федеральных органов исполнительной власти, органов прокуратуры, крупнейших предприятий-загрязнителей Челябинской области для обсуждения ситуации, сложившейся с загрязнением воздуха в г. Челябинске и Челябинской области, и выработки совместных мер по сокращению количества выбросов и стабилизации экологической ситуации.

Одной из причин, способствующих формированию неблагоприятной экологической обстановки, стало возрастающее количество дней с неблагоприятными метеорологическими условиями (НМУ).

По итогам совещания был принят ряд решений, направленных на улучшение экологической ситуации в Челябинской области, в частности:

разработать комплексную систему мониторинга атмосферного воздуха и промышленных выбросов, которая позволит принимать оперативные решения по предотвращению высоких уровней загрязнения атмосферного воздуха в промышленных центрах Челябинской области;

обеспечить поэтапное внедрение наилучших доступных технологий промышленными предприятиями Челябинской области, подлежащими федеральному государственному экологическому надзору;

взять под личный контроль руководителями промышленных предприятий Челябинской области выполнение мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду в период действия НМУ.

По имеющейся в Минприроды России информации, Правительством Челябинской области принято решение о проведении независимой экологической оценки рисков проекта в целом и начале подготовки соответствующего конкурса. По результатам оценки будет принято решение о возможности поддержки проекта.


Опубликовано: 01 Декабря 2015 (17:51)

http://www.mnr.gov.ru/activities/detail.php?ID=142506
Tags: ГОК, Челябинская область, экология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments