Точка зрения (belkino) wrote,
Точка зрения
belkino

Сколько стоит километр

Годный пост Лёхачка накатал. Машина - это таки роскошь, а не просто средство передвижения.


Оригинал взят у golosoff в Сколько стоит километр
Этот пост своего рода предисловие к нескольким следующим. Тем не менее, он вполне себе самостоятелен и является перепечаткой моего же текста пятилетней выдержки с поправкой на нынешние реалии.

Вы задумывались, в какую сумму обходится эксплуатация автомобиля? Скорей всего, нет. Или задумывались абстрактно, прикинув расходы на бензин и на этом успокоившись. Это, в общем-то, и хорошо, поскольку означает, что машина не опустошает кошелёк радикально. Тем не менее, иногда более-менее точную информацию о расходах на авто знать полезно. Вдруг начальник предложит оплатить эти расходы за счёт фирмы или еще какая приятная оказия случится. Для тех, кто покупает первую в жизни машину статья тоже может оказаться полезной, чтобы прикинуть степень ужаса для семейного бюджета.

Обычно считают основные статьи расхода, игнорируя остальные. Такой подход прост, но чреват серьёзными ошибками.

Лучше всего, конечно, скрупулёзно записывать все траты до последней мелочи (мелочи съедают немало, потому что их много). Так получится точнейший результат, вопрос только в том, стоит ли оно того — времени на записи потребуется прилично, да и забывать ничего нельзя.

Я не поленился несколько лет записывать все траты с целью придумать простой алгоритм расчета. Результат ниже, пользуйтесь.




Простой способ

Неожиданно оказалось, что оценить эксплуатационные расходы на авто в первом приближении и в среднем по больнице достаточно просто. Считаем расходы на бензин и умножаем на два. Данные на входе простые и известные: цена литра топлива, среднеэксплуатационный расход на 100 километров, годовой пробег.

Например, машина поедает 10 литров на 100 километров, цена за литр 38 рублей, годовой пробег 30 тысяч километров. За год сжигаем 3 000 литров или 114 000 рублей. В месяц выходит 9 500. Значит, средний расход денег на машину в месяц 9 500 * 2 = 19 000.

Это наиболее типовые условия. Для нетиповых потребуются некоторые поправки.

При годовом пробеге меньше 10-15 тысяч километров умножать надо будет не на два, а на три, а то и на четыре. К сожалению, автомобиль поедает деньги даже стоя на месте. Дизельные машины требуют меньше средств на топливо, остальные расходы такие же или больше, поэтому тоже умножаем на три, а при небольших пробегах — на четыре или даже на пять.

Откуда это взялось

Проще всего рассмотреть это дело на абстрактно-конкретном примере. Считаем, что машину купили новой и через три года продали. Машина легковая Гольф-класса. С топливом все ясно, что ещё? Для простоты местами округлил, а для зануд приложил табличку.

Зимние шины. Стоят, допустим, 20 000, с таким пробегом их хватает на три сезона. 20 000 / 36 = 550 рублей в месяц (ого!). Плюс два шиномонтажа в год по 1 500 или 250 в месяц. Итого только на шины 800 рублей в месяц.
Охранная система (и, возможно, другое допоборудование). 50 000 на три года. 1 400 в месяц.
Налог. 1 500 рублей в год, 125 рублей в месяц.
Мойка. Два раза в месяц по 500 рублей. 1 000 в месяц.
Полировка. Ну, допустим, два раза за три года по 8 000. 450 в месяц.
ТО. Два раза в год (раз в 15 000 км) по 15 000 рублей в среднем. 2 500 в месяц.
ОСАГО. В среднем 8 000 в год или 650 в месяц.
Незамерзайка. 6 банок в год по 200 рублей. 100 в месяц.
Щётки стеклоочистителей раз в год 2 000 рублей. 150 в месяц.
Видеорегистратор 10 000 на три года. 300 в месяц.
Всякая совсем мелочь, лампочки, вонючки, чаевые заправщикам, салфетки, карты. Рублей 200 в месяц на всё уйдёт.

Считаем. Всё вместе выходит 7 500. Это текущие эксплуатационные расходы. Чуть поменьше, чем 9 500 на топливо.

А ведь есть ещё амортизация. Цена новой машины, к примеру, миллион, через три года она потеряет тысяч 300. Делим на 36 — больше 8 000 в месяц!

Новую машину обычно страхуют. Пусть будет 60 000 в год, это ещё 5 000 в месяц.

Итого выходит (в месяц):
9 500 - топливо,
12 500 - эксплуатация (с учётом страховки),
8 300 - амортизация.

Всего 30 500 рублей в месяц или 12,2 рублей за километр. Именно это реальная стоимость обладания автомобилем. Как видно, на топливо из этой суммы уходит около 30%. И это без учёта возможных других расходов, на стоянку, например.
Тысяча рублей в день!

Табличка для зануд.



Если мало ездить

Пусть годовой пробег будет не 30 000, а 10 000 километров. Думаете, расходы уменьшатся втрое? Фигвам (национальное индейское жилище). Повторим расчёт с учетом изменившегося пробега.

Бензин. 3 200 в месяц.
Зимние шины. Столько же, сколько при пробеге 30 000. Те же 550 рублей в месяц. Плюс те же два шиномонтажа в год по 1 500 или 250 в месяц. Итого на шины 800 рублей в месяц.
Охранная система (и, возможно, другое допоборудование). Те же 50 000 на три года. 1 400 в месяц.
Налог. Те же 1 500 рублей в год, 125 рублей в месяц.
Мойка. Раз в месяц по 500 рублей.
Полировка. То же самое, 450 в месяц.
ТО. Один раз в год по 12 000 рублей в среднем. 1 000 в месяц.
ОСАГО. Те же самые 8 000 в год или 650 в месяц.
Незамерзайка. 3 банки в год по 200 рублей. 50 в месяц.
Щётки стеклоочистителей всё так же раз в год 2 000 рублей. 150 в месяц.
Видеорегистратор. Всё те же 10 000 на три года. 300 в месяц.
Всякая совсем мелочь, лампочки, вонючки, чаевые заправщикам, салфетки, карты. Рублей 100 в месяц на все уйдет.

Считаем. Всё вместе (без бензина) выходит 3 680.

Итого выходит (в месяц):

3 200 - топливо,
10 500 - эксплуатация (со страховкой),
8 300 - амортизация (машина дешевеет почти так же).

Всего 22 025 рублей в месяц или 26,43 рублей за километр. Между прочим, это сравнимо с расходами на такси.

Табличка для зануд



А если вообще не ездить?

Оставив за скобками малоинтересный вопрос, зачем тогда нужна машина, учтём лишь, что все равно останутся налог и амортизация. 8 500 рублей в месяц.

ТО, кстати, раз в год всё равно делать надо, так что добавим к этому ещё как минимум десятку в год, итого 9 500 рублей в месяц придётся заплатить за сам факт обладания автомобилем.

Для полноты картины приведу табличку, что изменится при годовом пробеге 50 000 километров. Ежемесячные расходы ожидаемо вырастут, а стоимость километра упадёт.



Нюансы

При выкладывании этого расклада (извините за тавтологию) в форумах часто возникает несколько типовых возражений.

Машина не дешевеет. Как купили за миллион, так трехлетнюю за эти деньги и продали. Действительно, часто так и бывает. Только вот такая же новая через эти три года стоит уже не миллион, а миллион с хорошим хвостиком. Инфляция, знаете ли. То есть, доплатить за такую же новую всё равно придется, и это потерянные деньги.

Подержанные машины дешевеют не так быстро. Это правда. Зато их надо иногда ремонтировать. В итоге примерно то на то и выходит, хотя эксплуатация б/у в нормальном состоянии на круг выходит несколько дешевле.

Я покупаю более дешёвые щетки, не покупаю салфетки, мою машину из ведра, полирую сам и т.п. Конечно, на большинстве статей расхода можно так или иначе сэкономить, однако опуститься ниже 7-8 рублей за километр почти нереально.

Кредит

Допустим, он взят на половину стоимости автомобиля, допустим, под 12% годовых. Это еще 4 000 в месяц на проценты. Остальные траты, разумеется, никуда не делись. С кредитными машинами есть и ещё один нюанс — не факт, что их получится застраховать где попало/как попало, возможно только в страховой из списка, что предоставит банк, только без франшизы и т.п., что может повлечь дополнительные расходы, иногда довольно существенные. Несмотря на это, при некоторых условиях кредит может оказаться даже выгоден с учетом постоянного роста цен. Но тут надо считать в каждом конкретном случае.

Как сэкономить

А никак. Автомобиль — это дорого. Если приведенные суммы вас шокируют, выход один — посмотреть на машины классом ниже. На них дешевле всё, они менее прожорливы, меньше в абсолютных числах теряют в стоимости и так далее. И наоборот, внедорожники с большими моторами и топливо жрут вёдрами, и налог на них бешеный, и ТО подороже.

Tags: автомобиль, статистика, стоимость
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments