Попала мне на днях в руки занятная книжица с непростым названием
"Не было такого никогда и вот опять" "Опять творческий кризис? 90 проверенных способов преодолеть кризис и снова найти вдохновение". Я скептично отношусь с мануалам, кто предлагают сколько то там крутых способов разбогатеть, поумнеть, завести крутого любовника, но в этот раз почему то решила почитать. Настрой у меня был ехидненький, я решили записывать некоторые свои мысли.
Погнали!
Я стерпела вот это:
" Что вы делаете с засорившимся унитазом? Я имею в виду, что ситуации схожие, не так ли? Есть пробка, которую нужно вытолкнуть, чтобы хлынула чистая вода вдохновения. Наверное, так. Или, может быть, просто нужно позволить этому «рассосаться» самому."
Я даже вот это проглотила:
"Просто продолжайте движение и отпустите руль."
Но после совета начать алкоголизировать для вдохновения мне мне перестала быть интересной от слова ваще.
"Начинайте мыть посуду; сейчас на вас влияет обыденность действий. Сознание очищается, появляются новые мысли и идеи. Налейте себе второй бокал вина, чтобы насладиться моментом."
НО я заставила себя читать дальше. Вдруг таки я откопаю жемчуг.
Когда я смотрю на потускневшее фото семидесятых, или на одну из раскрашенных вручную викторианских открыток, или на поваренную книгу с рецептами пятидесяти блюд на скорую руку, я сразу ощущаю жгучее желание работать...
Да, знаю такую мульку. Сама в свое время дошла до нее. Потом получаются вот такие рисунки. Очень личные и никому нахрен не нужные.


А вот одна из причин, почему из меня не получится ничего путнего. Полчаса назад пошла помыть посуду. Потому что рявкать на ребенка я устала. Остальных полная раковина не волнует.
Прошло еще полчаса. Мне надо встать и пойти проконтролировать, чем занят ребенок, делаются ли уроки. Сделать замечание по поводу кучи белья не диване.
Муза, говорите? Да ну что вы, какая муза. Быт и контроль. И нет, я не могу забить на это. Потому что тогда станет еще хуже. Как 2 года назад.
Поэтому я приобрела навык работы сквозь слезы. Сижу, страдаю о чем-нибудь и верстаю. А что делать? Никто за меня не сверстает и выстрадает. Нельзя отложить ни то, ни другое.
Я листаю книгу на следующую станицу. А там опять алкоголь.
В первую очередь я встаю и ухожу. Неважно, дедлайн у меня или нет. Если уж ничего не получается, то и не получится. Нет точного определения того, что я делаю, когда ухожу. Но обычно это выглядит примерно так: я перемещаюсь в кухню, оставляя заблокированное пространство и мерзкую работу позади. Прежде чем заняться чем-то еще, я наливаю себе бокал вина.
Был у меня такой знакомый, большой любитель отвлечься бухашкой в творческом кризисе. Гениальный дизайнер. Прям вот восхищал меня, когда был трезв и творил.
Но когда его нахлобучивала тоска, он уходил в запой на неделю. И ему тоже было по барабану на дедлайны, сроки сдачи журнала. Откуда его таки со временем выперли.
Я пару раз привлекала его на свои проекты с доходом напополам. Но оба раза меня подставляли со сроками.
Один раз я пришла к нему в гости с целью отшлепать и поставить в угол. В итоге меня саму вовлекли в распитие.
Понимаю, как это работает, но для меня это не вариант. Для меня алкоголь - это средство поднять настроение в компании, а пить в одиночестве мне муза запрещает.
Я знаю, чем это кончается.
Я сопровождаю эти действия музыкой.
Есть такая буква. Львиная доля моих рисунков рождалась под музыку.

.

Еще один мой трюк для преодоления творческого кризиса — сдаться. Как правило, осмысление дизайнерского проекта идет двумя способами: или озарение обрушивается на меня, как тонна кирпичей, во время разговора с клиентом, или я выполняю все задания для бренда без каких-либо откровений. Если это происходит, я провожу некоторое время в интенсивном погружении, впитывая все, что могу узнать о клиенте. Я изучаю его историю, культуру, важные вехи, думаю о нем практически постоянно. Затем я сдаюсь. Под этим я подразумеваю прекращение активной работы над проектом. Я прекращаю думать о нем, я прекращаю о нем волноваться, я полностью его игнорирую. Я собираюсь на длительную велосипедную или пешую прогулку, пью пиво с друзьями или иду в кино. Через день или два после того, как я забываю о проекте, на меня валятся тонны идей.
Я бы назвала это не "сдаться", а, скорее, "перезагрузиться". Дать паузу перевозбужденному мозгу, стряхнуть с себя пыль. 3-5 дней мне бывает достаточно. Поэтому если речь шла о фирменном стиле, я всегда говорила заказчику, что первые эскизы он увидит не раньше, чем через неделю. Очень многие удивляются, мол, а чего так долго. А вот. Это творческая работа. Вот эти все овальчики, треугольнинички и прочие завитушки не просто так рождаются, они приходят в мир постепенно.
Один клиент лет 10 назад выдал "Я хочу логотип простой, но запоминающийся, как у Тойоты". Пришлось ему рассказать историю логотипа.
Существует версия, что эмблема Тойоты - ни что иное, как нитка, вдетая в иголку - дань ткацкому прошлому компании. Дело в том, что господин Киичиро Тоёда в 1935 году создал первый автомобиль в фирме своего отца, занимавшегося ткацким производством. Правда, за два года до этого в компании был открыт автомобильный департамент, где и корпел над конструкцией машины Киичиро. Но сама фирма трактует свой символ несколько иначе.
Японцы питают слабость к безумным значкам. Текущий символ Toyota похож на ковбоя в большой шляпе, но фактически - это три элипса. Логотип Тойоты не сразу поддается разгадке. Японцы вложили в эмблему автомобиля далеко идущую идею развития своего производства. Присмотримся. Меньший эллипс – сердце клиента. Ну, разве кто из производителей изображал на своих логотипах клиентов? Кажется, нет, поэтому нам должно быть приятно. Следующий эллипс – это уже сердце предлагаемого товара. А самый большой овал, объединяющий, – как раз та идея развития технологии, больших возможностей и новых горизонтов.
Некоторые логотипы известных брендов несут в себе скрытые сообщения. Дизайн логотипа TOYOTA также содержит навзание автомобильного бренда. Буквы T, O , Y , O, T, A находятся в пределах эмблемы TOYOTA.(с)

Я еще читаю советы, как победить творческий кризис. Я еще не бросила!
Что там у нас еще дельного?
Когда у меня наступает творческий кризис, я делаю следующее:
- Долго принимаю душ. Почему-то под душем я думаю немного иначе. Вода смывает старые мысли, и я чувствую себя обновленным.
- Делаю уборку. Я не могу спокойно размышлять, пока вокруг бардак.
- Если это не работает, я еду на велопрогулку и стараюсь совсем не думать о проекте. К концу поездки все как-то само собой налаживается.
По второму пункту полностью согласна. Я не понимаю, как можно творить, когда, к примеру, вокруг вот такой срачь.

Максимум, что я могу себе позволить, когда творю, так это вот такой легкий бардачок.

У кого жрать нечего, у кого жемчуг мелкие - это про следующий совет, который звучит так
"Заселитесь на три дня в дорогой отель. Хорошо, если он будет расположен рядом с аэропортом или другим унылым местом. Принесите с собой все, что вам нужно, чтобы взбудоражить себя: сладости, бурбон, кофе, никотиновые пластыри. Брюки с эластичным поясом. И стопку книг, которые вы любите, но читали как минимум дважды. После заселения отдайте ключи на ресепшен и проинструктируйте ни в коем случае не возвращать их вам, как бы вы ни упрашивали"Не понимаю. Работают, чтобы получить прибыль. Как можно профукивать последние средства в борьбе с хандрой? Притом каким то люто безалаберным способом :-)
Дальше тоже весело.
Как можно победить рычащих гоблинов из творческого тупика? С помощью книг, разумеется. Просто возьмите любую. Неважно, что это будет: фантастика, научно-популярная книга, порнография (легкая, жесткая или романтически-сентиментальная), комикс, учебник, дневник (знакомого или незнакомого человека), роман, телефонный справочник, религиозные тексты.
Простите, порнографии у меня не было, взяла с полки белую книгу.
Открыла на 272 странице.
Читаю.
"Я свою жизнь не просто впустую гнал, как сейчас молодежь. Я действительно добивался. Был дефицит - я его преодолевал, доставал - мне удовольствие доставляло. У меня и сейчас всё есть. Хотя возраст уже преклонный..." (с) Антон Понизовский. Обращение в слух.
Ничего не понятно, да? Не вдохновляет.
Возьму соседнюю книгу, рыжую.
Но иногда мы влюбляемся. И хорошо, если эта глупая любовь проходит. А если нет... - мать-лиса задумалась, уйдя в себя. Марко сделал большой глоток, протянул ей пиалу приглашающим жестом и спросил:
- Ну, а если нет? То что?
- Она сгорает. Либо люди узнают, кто она такая, и убивают её от страха, либо звездный огонь сжигает её дотла. Она перестает контролировать свои чувства, и от неё остается лишь горстка пепла. Хотя, как правило, до этого не доходит. Если мы чувствуем угрозу для нашей семьи, если есть опасность, что люди поймут, кто мы на самом деле, и найдут наше гнездо из-за какой-нибудь влюбленной дуры, мы ее убиваем. Не дожидаясь, пока она приведет к нам толпу лучников с пылающими стрелами и сворой собак.
(с) Машина снов. Макс Бодягин
Сказку Макса рекомендую прочитать. После нее остается очень приятное послевкусие и ощущение легкой влюбленности во что-то неведомое.
Но не буем отвлекаться. У нас же творческий кризис.
Что там еще полезного советуют в сборнике?
"Ощутив недостаток вдохновения, я беру небольшую передышку. Лучше всего для меня — отправиться в отпуск на неделю или две в полном одиночестве."
Хорошо же, однако, живут некоторые творческие люди. Могут себе позволить взять и выпасть из реальности.
Я вот было на днях собиралась впасть в депрессию, так ведь не дали. Некогда!

Харуки Мураками рассказывал, что Рэймонд Чандлер заставлял себя сидеть за столом по три часа каждый день, даже если он не писал ни строчки. Такая дисциплинированность позволила ему преодолеть «период творческого застоя» и развить выносливость.
Я с большим трудом могу себе представить, да нет, чего я вру то, я совершенно не могу представить, чтобы мне семья дала возможность 3 часа сидеть, погруженной в себя, не отвлекаясь на домашние дела и заботы. Увы, такая доля у меня: быть женой, матерью, хозяйкой, кухаркой, домработницей, воспитательницей котиков и еще много кем.
Вот, к примеру, этот пост я пишу уже третий день подряд, читая по несколько страниц книги, о которой идет речь. Минут 10 читаю, пару-тройку минут пишу свои впечатления, а потом опять бегу на кухню, чтобы поставить в духовку очередной лист фирменного овсяного печенья.

"
Моя работа редко делала меня несчастным, но, когда это происходило, причина была всегда одна и та же: мне было нужно сделать работу идеально." - делится мультипликатор Пол Мадонна.
А я вот уже год как не могу добраться до проекта, о котором давно мечтала. Но когда мечта подошла на расстояние вытянутой руки, оказалось, что реализации мешает... семья.
Даже сейчас, когда я уже поделилась тем, чем я занята, рассказала дочери о том, что вчера вот хотела впасть в депрессию, но ответственность помешала этому, она похихикала.
На мою просьбу пойти помыть посуду никто не отреагировал. Вот прочитаю еще пару страниц и пойду помою сама. И пока буду мыть, надо не потерять нить разговора со своим бложиком.
Нет, зайчики, я не жалуюсь, я не ною, я рассказываю, почему мне приходится иногда жертвовать своими желаниями и планами. Потому что если это не сделаю я, не сделает никто другой. У них потребность видеть грязь под ногами атрофированная напрочь. А я от этого бешусь. От того, что грязь и бардак. У меня не болезненная страсть к чистоте, я просто считаю, что жилище человека должно отличаться от конюшни.
В течение многих лет я перепробовал множество способов преодоления творческого кризиса, включая прекращение работы над проектом на долгое время, прогулки, употребление пары сотен кружек пива, призывание проклятий на свою голову и даже воззвание к небесам в поисках ответа. Все это не срабатывало, равно как и простое начало работы над проектом. Если вы дизайнер, на вас все время давит необходимость создания чего-то нового, поэтому творческий кризис, увы, неизбежен. Я стараюсь оставаться оптимистом и воспринимать его как рост — у меня не закончились идеи, просто я пытаюсь придумать что-то лучше. Люди, которые утверждают, что у них не бывает творческого кризиса, либо не влюблены в свое дело, либо просто крадут чужие идеи. (с) Майк Маккуэйд, графический дизайнер, иллюстратор.
А вот это мне понравилось. Я даже выделю его покрупней. Не стоит себя корить за то, что движение остановилось. Представьте, что это лифт остановился на каком то этаже. А потом дверь закроется и вы поедете выше.
Ну и вот это, разумеется, прекрасно. "Мое правило борьбы с творческим кризисом — не создавать правил борьбы. Не бывает двух одинаковых творческих кризисов. По-моему, немного глупо считать, что абсолютно все творческие кризисы можно преодолеть с помощью одних и тех же действий." (с) Камерон Молл, дизайнер
Вот это мне очень близко по духу! Ах, как я хочу сесть в самолет и полететь! Блокнот для записей мыслей у меня всегда с собой.
Да даже в метро, где хотя бы полчаса ты не отвлекаешься на быт, уже накатывает желание поразмыслить на некоторые темы.


Пожалуй, на это позитивной ноте я остановлюсь.
Продолжение следует.
Делитесь своими методами перезагрузки мозга.
Для уборки есть специально обученные люди, но у меня на этот выпендреж нет денег.
Так что сама убираю свое гнездо.